ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа № 4" г. Белоярский"
628162, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Белоярский, микрорайон 4, дом 15
5-15-05
bel-4school@mail.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа № 4" г. Белоярский"

МЕНЮ

Список всех категорий

Савиных Наталья Валерьевна

Учитель-логопед

МАОУ Белоярского района «СОШ № 4 г. Белоярский»

г. Белоярский

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

В  статье приводятся примеры игровых приёмов, которые целесообразно применять на логопедических занятиях с младшими школьниками с ЗПР. Данные  игры способствуют преодолению недоразвития процессов звукобуквенного и слогового анализа и синтеза,  недостатков морфемного состава слова и словообразования.

 

Ключевые слова: задержка психического развития, нарушения чтения и письма, речевая игра.

По данным  современных исследований (Логинова Е.А.), «больше 60% детей, поступающих в первый класс,  имеют те или иные нарушения устной речи». Многие из этих детей страдают задержкой психического развития. Задержка психического развития характеризуется незрелостью отдельных психических и моторных функций [5]. Задержка психического развития формируется под влиянием различных  наследственных, социальных и психологических факторов. Большинство детей с ЗПР соматически ослаблены и отличаются быстрой истощаемостью и утомляемостью. Вследствие этого они не в полном объёме усваивают программу. Исследования показывают, что у детей с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми позже созревают лобные доли головного мозга. Другими словами это явление называется «инфантилизм». Лобные доли отвечают за контроль, регуляцию и программирование деятельности, поэтому  инфантильные дети  не контролируют своё поведение, эмоционально незрелы, отличаются низкой познавательной активностью и низкой мотивацией. Итогом вышесказанного является то, что  к поступлению  такого ребёнка в 1 класс  учебная деятельность как основной вид деятельности первоклассника оказывается несформированной.

          Вследствие недоразвития психических процессов дети с ЗПР страдают недоразвитием речи. Они поздно начинают говорить, имеют дефекты произношения, недостаточный словарный запас и несформированную связную речь. Из-за недоразвития у учащихся с ЗПР фонематических процессов у них запаздывает становление навыков звукового анализа. Обычно ребёнок с ЗПР может выделить на слух  гласный или согласный звук в начале слова или гласный звук в середине слова в  сильной позиции. Низкая любознательность и недостаточное развитие интеллектуальных интересов ребёнка с ЗПР приводят к ограниченности словарного запаса. В  речи детей с ЗПР мало прилагательных, безударные окончания произносятся неотчетливо, а самое главное -  речь ограничивается бытовой тематикой, знакомой ребенку. Терминологическая лексика даётся ребёнку с ЗПР с большим трудом, путём механического запоминания. Недоразвитие устной речи детей с ЗПР неизбежно приводит к проблемам с письмом. На письме у таких детей наблюдаются множественные дисграфические и дизорфографические ошибки.    Преодоление этих ошибок осуществляется на занятиях с учителем-логопедом. Поскольку игра к началу школьного обучения ещё остаётся ведущим видом деятельности у детей с ЗПР, занятие будет более эффективным при использовании речевых игр. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое логопедом задание требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности.

          Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряженность, усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках русского языка.

          В этой статье мы рассмотрим игры,  которые успешно используются на логопедических занятиях.

          Одним из основных условий овладения ребенком письмом и чтением является достаточно сформированный  уровень фонематических процессов: фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза. Д. Б. Эльконин писал, что «от уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии». [6]

Игры и упражнения для развития звукового,  звукобуквенного и слогового

анализа и синтеза

          Овладение навыками звукобуквенного анализа должно проходить постепенно, сначала с опорой на вспомогательные средства: графические схемы, фишки, буквы разрезной азбуки, затем в плане громкой речи, и, наконец, во внутреннем плане.  Содержание игровых упражнений  должно быть основано на порядке изучаемых букв.

  • «Кто это?»

Цель: развивать операции сравнения, умение соотносить звуковой и графический образы слов, закреплять звукобуквенные связи, развивать зрительное внимание.

Оснащение: схемы звукового состава  слова.

Задание: Выбрать картинку,  которая  соответствует данной схеме, составить слово (рис. 1, 2)

 11111222222


     Рис. 1    Игра «Кто это?»                                                       Рис. 2     Игра «Кто это?»  

  • « Кто в домике живёт?» [1]

Цель: развивать умения соотносить звуковой и графический образ слова, развивать зрительное внимание и операции сравнения, закреплять звукобуквенные связи.

Оснащение: схема звукового состава слова в виде домика.

Задание: выбрать  картинку,  название которой соответствует данной схеме. (Рис. 3)

          3 . «Звуки – буквы - слова» [2].

Цель: развивать навыки чтения и умение выделять из слова нужный звук, закреплять звукобуквенные связи.

Оснащение: предметные картинки, набор букв.

Задание: 1. Составить слово, используя начальные звуки (буквы) названий      картинок.

          -  лампа, утка, кот (лук);

          - машина, автобус, карандаш (мак);

          - ваза, обруч, лук, кукла (волк).

          2. Составить слово по конечному звуку (букве).

-  рука, круги, нос, торт (аист);

- окно, насос, часы (осы).

 3333333

Рис. 3  Игра «Кто в домике живёт?»

4.«Реши задачку» [2].

Цель: развивать буквенный анализ и синтез, навык чтения, устойчивость зрительного внимания.

Задание: составить слово и записать.

Кот – т + сын – н = (косы )         Лук –к + на = (луна)           Волк – к + ны = (волны)

А + кулак – к = (акула)           Утка –ка + рот – т = (утро)  Слон – н + волк – лк = (слово)

Крест – т + лом – м = (кресло)               Парк – к + усы – ы + а = (паруса)    

Кабан – ан + лук = (каблук)                     Кран – н + с + кит – т = (краски)   

Старт – рт + кант – т = (стакан)     Куст – ст + класс – СС = (кукла)

Поле- е + оса = (полоса)        Минус – с + таз – з = минута        

Лом – м + пар – р + так –к = (лопата)

Рак – к + дуб – б + газ – з = (радуга)

5. «Слово в слове» [3].

Цель: развивать навык буквенного анализа и синтеза,  навык чтения, умения анализировать и сравнивать.

Задание:  Найдите слово. В каждом слове спрятано другое слово.

Хлев, уточка, щель, укол, коса, мрак, крот, удочка, дудочка, смех, экран, олень, клещ, снаряд, гроза, град, муха, овраг, вдруг, кролики, столб, зубр, рыбак, полк, пенал, шарф, парк, бобр, бокс.

  • «Перестановки букв» [3].

Цель: развивать навыки буквенного анализа и синтеза, навыки чтения, письма,  зрительного внимания.

Задание: Прочитать слова с помощью цифр, указывающих новый порядок букв. Записать полученные слова.  

       1432                   3412        3214      3421      3214     3412      4312    4231     1423     3412          

       кони (кино)      аист         сила       куст      липа      нора     икра     парк     пони    дыра    

      

       3214       1243     4231    

       гора        баян     шарф

  • «Новое слово» [3].

Цель: развивать навыки слогового анализа и синтеза, формировать навыки самостоятельного письма, развивать зрительное внимание.

Задание: разделить слова на слоги, выделить первый слог, из данных слогов составить новое слово. Записать.

Луна, жаба (лужа);                         ноги, рама (нора);                 сода, ваза (сова);     

волна, киты (волки);       крыша, лоси (крыло);          домик, роза, гараж (дорога); 

машина, лиса, насос (малина);   палец, рука, сапог (паруса);    сова, баран, кабан (собака);  

дети, река, ворона (дерево);       горы, ромашка, дача (города);  береза, репа, газета (берега);

пила, радуга, минус, дача (пирамида).

  • «Составь слова из слогов» [3].

Цель: развивать процессы слогового анализа и синтеза, навык чтения и письма.

Задание: составить из слогов на шариках все возможные слова (рис. 4).

Составь из листьев все возможные варианты слов (рис.5)

.           9. «Доскажи словечко» [2].

Цель: развивать языковые способности, слуховое внимание, умение рифмовать слова.

          Задание: учащимся предлагается составить слова из букв разрезной азбуки. Речевой стимул – это слова-рифмы, которыми нужно закончить строчки чистоговорок, стихотворений, загадок.

Чистоговорки:

Са-са-са – бежит рыжая… (лиса).

Ты-ты-ты – на крыше чёрные… (коты).

Но-но-но – любим мы смотреть… (кино).

На-на-на – светит яркая… (луна).

Загадки:

Все жуки, букашки, мушки –                                         На ветке не птичка –

 вкусный завтрак для… (лягушки)                                Зверёк-невеличка.

Подводной лодке не страшна                                        Мех тёплый, как грелка.

Океанская…..(волна)                                                      Кто же это? – (Белка).

 44444555555555

                        

Рис. 4  «Составь слово из слогов»                 Рис 5    «Составь слово из слогов»

      10. «Загадочные слова» [3]

    Цель: развивать навыки буквенного анализа и синтеза, систематизировать словарный запас.

По предметам, изображённым на сюжетной картинке, дети восстанавливают деформированные слова, правильно выкладывают их из разрезной азбуки.

Необходимый материал: сюжетные картинки по разным лексическим темам, таблички с деформированными словами, наборы букв.

Задание:  здесь вы найдёте названия домашних вещей. К сожалению, буквы перемешались.  Постарайтесь привести слова в порядок.

ТУСЛ (стул)     ДВНИА (диван)      ПАЛМА (лампа)     ФЕТЕЛОН (телефон)       РКЕЛОС (кресло)   

11. «Паутинка» [7].

Цель: развивать навыки слогового анализа и синтеза, формировать умение анализировать предложение по словам, совершенствовать оптико-пространственные представления.

Оборудование: карточки со слогами, соединёнными линиями (слоги образуют слова) (рис. 6).

Задание: ориентируясь на линии, дети выписывают в тетрадь слоги. Из этих слогов они образуют слова, отделяя их друг от друга с помощью вертикальных линий.

Опыт практической работы показывает, что наибольшие затруднения у учащихся с недоразвитием речи вызывают задания, связанные со словообразованием, подбор однокоренных слов, самостоятельное образование слов по предложенному образцу, добавление аффиксов в слово в зависимости от его значения в данном контексте.  В теме «Морфемный анализ и синтез» используется большое количество игровых моментов.

         66666

     Рис. 6  Игра «Паутинка»

  12. «Родственники» [7].

Цель: закрепить знания о родственных (однокоренных) словах и о правописании безударных гласных в корне слова, развивать навыки чтения и аналитико-синтетической деятельности.

Задание: Каждому ребёнку даётся карточка, на которой записана группа однокоренных слов, напечатанных без пробелов. первое слово выделено жирным шрифтом. Дети должны отделить эти слова друг от друга вертикальными линиями , записать эти слова в тетрадь и выделить корень. Например:

Рекаречкареченькаречнаязаречныйречушкаречноймеждуречьеречонка

13. «Шифровка» [4]

Цель: развивать навыки  морфемного анализа и синтеза.

Оборудование: карточки с текстами.

Задание: Записать предложения, восстановив «зашифрованные» слова.

На льдине А-ОТДЫХ-Л-А семья моржей. Вдруг на льдине СЯ-И-ЯВ-ПО-Л белый медведь. Он хотел схватить ЕНЬК-МАЛ-ОГО  ОНК-А-МОРЖ. В эту же минуту моржи-сторожа громко Л-РЕВ-Е-ЗА-И. С разных сторон к врагу А-ПРЫГ-Л-ПО-И   АСТ-КЛЫК-ЫЕ самцы. Белый НИК-БОЙ-РАЗ еле ноги унёс.

 

          Список литературы

  • Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1987.
  • Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.
  • Кондратенко О.А., Пестова М.Ю. Звуки, буквы, слова: Дидактический материал по развитию навыков звукобуквенного анализа (с использованием разрезной азбуки) / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007.
  • Кондратенко О.А. Состав слова: Методическое пособие по развитию морфемного анализа и синтеза, навыков словообразования у младших школьников с недоразвитием речи / О.А. Кондратенко; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2008.
  • Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /Под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  • Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998.
  • Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников (3-4 классы). – СПб.: КАРО, 2010.

Россия – страна возможностей

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
© 2022. .